АЛЬБИН


АЛЬБИН
    АЛЬБИН (Ἀλβῖνος) (сер. 2 в. н. э.), греческий философ-платоник, ученик Гая. Гален (De libr. pr. 9, 16, 14-15 Kühn) пишет, что переехал в Смирну (ок. 150) ради лекций врача Пелопса и платоника Альбина. А. пользовался авторитетом и в позднейшей платонической традиции: Прокл (вспоминая толкователей эсхатологического мифа в 10 кн. «Государства» Платона) называет его в числе «ведущих платоников» (τῶν Πλατωνικῶν οἱ κορυφαῖοι) вместе в Нумением, Гаем, Порфирием и др. (In Remp. II, 9. 11-12 Kroll).
    А. известен нам как автор сохранившегося небольшого соч. «Введение к диалогам Платона» (Εἰσαγωγήἐἰς τοὺς Πλάτωνος διάλογους), а также ряда утерянных сочинений, названия которых известны по списку (Pinax) в Cod. Paris, gr. 1962 f. 146V и цитатам у позднейших авторов: «Лекции Гая о платоновском учении» в И кн. (ср. Prise. Solut. 42, 8—10 Bywater), «Мнения Платона», «О бестелесном»; возможно, он также написал комментарии к «Тимею», «Государству» (см. ниже тексты Прокла), «Федону» (ср. Tert. De an. 28-29).
    Во «Введении» дается определение диалога (1-2), классификация (3) и порядок чтения платоновских диалогов (4, 6), качества ученика, приступающего к их чтению (5), и цель их изучения (5, 6). Классификация такова (ср. D. L. III 49 sq.): в наставительных диалогах (ὑφηγητικοί) рассматривается физика -«Тимей», этика—«Апология», логика- «Феаг», «Кратил», «Лисид», «Софист», «Лахет», «Политик»; исследовательские диалоги (ζητητικοί) делятся на обличительные - «Парменид», «Протагор»; политические - «Критон», «Государство», «Федон», «Минос», «Пир», «Законы», «Письма», «Послезаконие», «Менек-сен», «Клитофонт», «Филеб»; испытательные - «Евтифрон», «Менон», «Ион», «Хармид»; повивальный - «Алкивиад»; опровергающие - «Гиппий», «Евти-дем», «Горгий». «Введение» предполагает, что в это время в частных школах имело место систематическое чтение текстов Платона, но скорее в качестве элемента общего образования, нежели для приобретения «профессии» философа-платоника. Об этом свидетельствуют рекомендации начинать чтение с того диалога, который более всего соответствует природным данным, возрасту, склонности, образованию (5.3 sq.). Вместе с тем завершается «Введение» (6.1 sq.) рассмотрением профессионального философского подхода к изучению Платона, для чего рекомендуется читать их в следующем порядке: испытательные и опровергающие диалоги -ради очищения восприятий от ложных представлений; повивальные -ради выявления естественных понятий; наставительные - поскольку они ведут либо к практической жизни, либо к созерцанию, но в любом случае - к уподоблению божеству; ради закрепления знаний и их неопровержимой связности следует обратиться к логическим, ради борьбы с софистами — к доказательным и побудительным диалогам. Представленный тип освоения платоновских диалогов еще очень далек от школьной замкнутости послеямвлиховского платонизма: ни Платон, ни его тексты не сакрализованы, а логика и прочая премудрость развитого аристотелизма едва брезжат на интеллектуальном горизонте.
    Т. обр., и дошедший текст «Введения», и свидетельства о связи А. с Гаем говорят о принадлежности его к т. н. среднеплатонической традиции школьного толкования Платона, что не исключало его самостоятельности в решении целого ряда вопросов. В частности, согласно Procl. In Tim. I, 219, 2—3, А. предложил оригинальную формулировку своего взгляда на возникновение космоса по Платону, а именно утверждал, что «космос, будучи нерожденным, имеет начало рождения», т. е. принцип своего постоянного становления. Согласно тому же Комментарию на «Тимея» (I, 340, 22-29), платоники круга А. и Гая признавали, что Платон может излагать свои учения по-разному: исходя из того, что, согласно Платону, рассуждение должно соответствовать предмету, они считали, что о бытии Платон предлагает научные построения (δογματίζει...ἐπιστημονικῶς), а о становлении - вероятностные (εἰκοτολογικῶς). Наконец, толкуя Plat. Tim. 41c9-dl, где речь идет о сочетании смертного и бессмертного в создаваемых низшими богами живых существах, Прокл не скрывает (In Tim. Ill, 234, 6-18), что как ни почтенна эта древняя традиция толкования Платона, для него она явно устарела: «все эти аттики, альбины и им подобные» (τοὺς Ἀττικοὺς λέγω καὶ Ἀλβίνους καὶ τοιούτους τινάς), считавшие, что они следуют тексту Платона, признают бессмертным только ум, а неразумную часть души и носитель души - смертными.
    Особую позицию А. в вопросе о душе отмечал и Ямвлих (ар. Stob. I 49, 37. 76-90), в трактате «О душе» говоривший, что одни платоники, как Плотин и Порфирий, сводили разные виды, части и действия души к единому устроению и идее, другие, как Нумений, ввергали их битву; третьи, сторонники Аттика и Плутарха, считали, что в исходно неупорядоченное и несогласованное состояние души позднее привходит упорядоченность и размеренность; Ямвлих далее говорит (91-92), что в ходе этого совершенствования душа освобождается, «согласно Альбину, - от ошибочного суждения, производимого самовольной частью души и являющегося причиной действий, сводящих ее вниз». Этот текст явно имел в виду Плотин, рассуждающий в начале Епп. V 1, 1 о том, что самоволие доставляет душам удовольствие и они, двигаясь под его влиянием, опустились и забыли своего отца.
    Долгое время знаменитому А. приписывался «Учебник платоновской философии» некоего Алкиноя, принадлежавшего близкой, но отличной от него традиции. Современные исследователи, вновь различившие их, представляются более близкими к истине.
    Текст: Ἀλβίνου Εἰσαγωγη εἰς τοὺς Πλάτωνος διάλογους, - Piatonis Dialogi. Rec. С. Fr. Hermann. T. VI. Lpz., 1853, p. 147-151; MULLACH, FrPhilosGr III, 1881, p. 20-27 (repr. Darmst, 1968); Le Corre R. Le prologue d'Albinus, - RPh 146, 1956, p. 28-38; Reis В. Der Platoniker Albinos und sein sogenannter Prologos. Prolegomena, Überlieferungsgeschichte, kritische Edition und Übersetzung. Wiesb., 1999; Альбин. Введение к диалогам Платона. Пер. Ю. А. Шичалина, - Учебники платоновской философии. М.; Томск, 1995, с. 7-10.
    Лит.: Anonymer Kommentar zu Platon's Theaetet... bearb. von H. Diels und W. Schubart. В., 1905, S. xxvi-xxx (подборка свидетельств); WhittakerJ. Platonic philosophy in the early centuries of the Empire, - ANRWII, 36, 1, 1987, p. 81-123; WhittakerJ. Albinus, - DPhA I, 1989, p. 96-91 \ DeitzL. Bibliographie du platonisme impérial antérieur à Plotin: 1926-1986, -Ibid, p. 135-37; Nüsser О. Albinus Prolog und die Dialogtheorie des Platonismus. Stuttg., 1991; Gô'ransson T. Albinus, Alcinous, Arius Didymus. Göteb., 1995.
    Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Синонимы:

Смотреть что такое "АЛЬБИН" в других словарях:

  • Альбин — а, муж.; стар. Албин, а.Отч.: Альбинович, Альбиновна; разг. Альбиныч.Производные: Альбинка; Бина; Альба; Аля.Происхождение: (От лат. albus белый.)Именины: 1 марта Словарь личных имён. Альбин Альбин, а, муж …   Словарь личных имен

  • АЛЬБИН — единица меры длины = 1 арш. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АЛЬБИН, АЛЬГИН Линейная мера в Болгарии = 1 аршину. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Альбин — Альбин, Albinus, III или IV. н .э., латинский поэт. Из его эпоса Римская история (Res Romanae) сохранилось только 3 гекзаметра. Не следует путать А. ни с одноименным ему грамматиком, ни с философом. М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные… …   Античные писатели

  • АЛЬБИН —     АЛЬБИН ( Αλβίνος) (сер. 2 в.) греческий философплатоник, ученик Гая, учивший в Смирне ок. 150, где его слушал Гален; автор дошедшего сочинения “Введение к диалогам Платона” (в котором дается определение диалога, классификация и порядок чтения …   Философская энциклопедия

  • АЛЬБИН — (сер. 2 в.) античный философ платоник, писавший на греческом языке. Преподавал в Смирне, автор Учебника платоновской философии одного из наиболее полных изложений философии Платона в период среднего платонизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛЬБИН — (сер. 2 в.), античный философ платоник, писавший на греческом языке. Преподавал в Смирне, автор «Учебника платоновской философии» одного из наиболее полных изложений философии Платона в период среднего платонизма (см. СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ) …   Энциклопедический словарь

  • альбин — сущ., кол во синонимов: 1 • мера (250) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Альбин — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Альбин (Albin)  имя и фамилия. Имя Альбин характерно, как правило, для скандинавских стран. Содержание …   Википедия

  • Альбин — разность минерала апофиллита, встречающаяся в виде мутных молочно белых кристаллов в новейших вулканических породах, напр. в Ауссиге в Богемии …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Альбин — Альби/н, а, муж. устар. Албин От лат. albus белый отч. Альби/нович, Альби/новна; разг. Альби/ныч Производные: Альби/нка, Би/на, А/льба, А/ля Именины: 01.03 …   Словарь личных имён и отчеств

Книги

  • Покоренный Кавказ, Каспари Альвин Андреевич. Книга&171;Покоренный Кавказ&187;впервые увидела свет в Санкт-Петербурге в 1904 г. Альбин Андреевич Каспари выходец из Германии, русский издатель и книготорговец. Он издавал… Подробнее  Купить за 498 грн (только Украина)
  • Покоренный Кавказ, Каспари Альвин. Книга&# 171;Покоренный Кавказ&# 187;впервые увидела свет в Санкт-Петербурге в 1904 г. Альбин Андреевич Каспари — выходец из Германии, русский издатель и книготорговец. Он издавал журналы&#… Подробнее  Купить за 385 руб
  • Латунное сердечко, Герберт Розендорфер. Альбин Кессель уже не так молод, но по-прежнему влюблен. Более десяти лет он каждый день вспоминает женщину по имени Юлия. Он и трижды вступал в брак, потому что его невесты были чем-то… Подробнее  Купить за 380 руб
Другие книги по запросу «АЛЬБИН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.